Киселева Ольга Борисовна



Киселева Ольга Борисовна

Место работы: МОУ СОШ № 19 г. Раменское, Московской области

Должность: учитель технологии

Педагогический стаж: 18 лет

Квалификационная категория: высшая

Образование: высшее, техническое, МАТИ им. К.Э.Циолковского,1987г.

Дополнительная нагрузка: с 2000г. - председатель ШМО по циклу «Технология, черчение, искусство, изобразительное искусство, музыка», элективный курс «Мой профессиональный выбор» 8, 9 классы, классный руководитель 8Б кл.

воскресенье, 20 ноября 2011 г.

Метод проектов как эффективная форма организации образовательного процесса



«Учащиеся должны уметь проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни»
(«Требования к уровню подготовки выпускников основной школы» 2006г)


«... необходимо выделить в примерных программах не только содержание знаний, которые должны быть предъявлены ученику (обязательный минимум) и сформированные у него умения (требования), но и содержание практической деятельности, которое включает конкретные умения школьников по организации разнообразной деятельности, по творческому применению знаний, элементарные умения самообразования. ... интеграции обучения, развития и воспитания, определяющий необходимость использования средств конкретного учебного предмета для социализации школьника, развития его социальной культуры, а также соответствующих практических умений»
(«Сборник примерных программ по предметам для БУП 2004, 2006г»)

Современная система образования сталкивается с множеством внешних проблем: ускорения и непредсказуемости экономического и технологического развития, серьезных трудностей на рынке труда.
Многие молодые люди покидают школу, не имея ни малейшего представления о характере тех требований, которые будут им представлены в профессиональной сфере. А от них потребуется умение работать в коллективе, наличие командного духа и способность к риску. Кроме того, особенно ценятся чувство ответственности и личная дисциплина, инициативность и любознательность, творческий подход к делу, профессионализм, стремление к самосовершенствованию и саморазвитию, а также здоровое чувство соперничества.
Все это обязывает систему образования формировать у молодых людей способность чутко реагировать на любые изменения конъюнктуры рынка. По мнению разработчиков учебных программ именно метод проектов лежит в основе развивающего обучения творческих способностей у учащихся. Суть метода состоит в выборе и выполнении какого-либо объекта труда (доступного и посильного учащемуся) и разработке необходимой для этого документации.
Проектирование является одним из аспектов творчества человека, основанном на планировании, прогнозировании, принятии решений, разработке и активном включении в практическую исследовательскую деятельность.

«Ученический проект – это система планируемых и реализуемых последовательных познавательных и преобразовательных действий школьников, направленных на достижение определенного результата, создания конечного продукта с заданными признаками и свойствами в рамках утвержденного графика работы.»

Организация проектной деятельности должна исходить из следующих принципов:

Организация проектной деятельности:
      • системность – проектная деятельность организуется в соответствии с программой, с использованием межпредметных связей;
      • последовательность – работа над проектом осуществляется в соответствии с планом действий и графиком работы;
      • преемственность – некоторые проекты могут реализовываться на протяжении двух, трех лет, иногда разными группами старшеклассников, углубляющих или развивающих отдельные направления исследования;
      • непрерывность – проект выполняется поэтапно; этапы связаны друг с другом;
      • профориентационная направленность – работа над проектом стимулирует развитие личностных качеств, способствующих профессиональному самоопределению, приобретению практического опыта.

Цель выполнения ученических проектов – способствовать формированию активной жизненной позиции, саморазвитию в предстоящей профессиональной деятельности, развитию логического мышления, потребности в самопознании, самообразовании, приобретении практического опыта работы с информацией, планирования и выполнения действий, направленных на решение проблемы, создания конечного продукта деятельности; формирование коммуникативных навыков, сотрудничества, умений самопрезентации, стимулирование инициативы.
Задачи проектной деятельности должны соответствовать типу проекта и его направленности.
Содержание проектов представляет совокупность взаимосвязанных между собой задач по выбору проекта, возможности и целесообразности его выполнения, выбор методов, технологий, способов реализации и защиты (представления).

Самостоятельная работа и время – это два препятствия, которые стоят на пути широкого внедрения метода проектов и совершенствования качества подготовки учащихся.
Существующая система образования и организация учебного процесса по сути являются консервативными. Большинство учителей чувствуют себя комфортно в той обстановке, которую они знают и к которой привыкли. Чтобы метод проектов работал, нужны не только увлеченные преподаватели, но и поддержка администрации. Необходимо проводить переподготовку преподавателей, развивать их навыки, необходимые для реализации МП.

Включение учащихся в проектную деятельность лучше всего производить посредством:

Способы проведения проектной деятельности
      • выполнение профессиональных проб в рамках курса «Технология» и при изучении элективных курсов;
      • подготовка к предметным олимпиадам;
      • организация внеурочной, индивидуальной и групповой деятельности на занятиях в кружках и на факультативах
      • реализация проектов в урочное и консультационное время (например для обобщающего повторения)

Широкие возможности для выявления склонностей учащихся к тому или иному учебному предмету предоставляют предметные олимпиады. Олимпиады высшего уровня (областные, краевые, республиканские и т.д.) всегда включает практические туры, а олимпиада по экологии не обходится без защиты экологического проекта.

Проектная деятельность организовывается как с помощью, так и под руководством учителя, так и в виде самостоятельного решения учащимися исследовательских задач., оформления и защиты проекта. Широко используется метод консультаций. Консультантами проектов могут выступать не только учитель, но и ученики, имеющие навыки проектной работы.
Проектирование осуществляется как индивидуально, так и группой учащихся.

Целесообразен следующий алгоритм действий по выполнению проекта.

Алгоритм действий по выполнению проектов

1. Организационно-подготовительный этап
  • Выбор темы проектирования.
  • Определение перспектив работы, выдвижение гипотез.
  • Формулирование целей предстоящих действий.
  • Определение этапов проектной деятельности в виде задач.
  • Установление графика реализации проекта (сроков отдельных этапов и всего проекта в целом).
  • Определение исполнителей проекта и персональное распределение обязанностей каждого.
  • Выявление средств (оборудование, реактивы и т.д.) реализации проекта.
  • Установление правил ведения документации по проекту.
  • Определение формы и сроков отчетности (презентация, защита, доклад, публикация, оформление стендов).
2. Работа над проектом
  • Последовательная реализация сформулированных задач.
  • Консультация по возникающим в ходе проектирования вопросам.
  • Оформление результатов проектирования.
  • Текущий отчет о проделанной работе.
  • Экспертиза (самоэкспертиза) проекта.
3. Отчетный этап
  • Итоговый отчет по проекту, его представление.
  • Анализ и оценка результатов.»

В заключение хотелось бы проиллюстрировать доклад представлением ученического проекта по «Технологии».
Демонстрация проекта Затулы М.

Использованная литература:
1. «Пособие для учителя «Метод проектов в технологическом образовании школьников»
Под ред. И.А. Сасовой, «Вентана-граф», 2003 г.
2. «Организационно методическое обеспечение профильного обучения – фактор социально – профессионального самоопределения старшеклассников», ред. С.Н. Чистякова, Москва – 2003
3. «Школа и производство №2.2003», «Школа-пресс»

(Доклад представлен на педагогическом совете 24.03.08.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий