«Учащиеся
должны уметь проводить разработку
учебного проекта изготовления изделия
или получения продукта с использованием
освоенных технологий и доступных
материалов; планировать работы с учетом
имеющихся ресурсов и условий; распределять
работу при коллективной деятельности.
Использовать
приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной
жизни»
(«Требования к уровню подготовки
выпускников основной школы» 2006г)
«...
необходимо выделить в примерных
программах не только содержание знаний,
которые должны быть предъявлены ученику
(обязательный минимум) и сформированные
у него умения (требования), но и содержание
практической деятельности, которое
включает конкретные умения школьников
по организации разнообразной деятельности,
по творческому применению знаний,
элементарные умения самообразования.
... интеграции обучения, развития и
воспитания, определяющий необходимость
использования средств конкретного
учебного предмета для социализации
школьника, развития его социальной
культуры, а также соответствующих
практических умений»
(«Сборник
примерных программ по предметам для
БУП 2004, 2006г»)
Современная
система образования сталкивается с
множеством внешних проблем: ускорения
и непредсказуемости экономического и
технологического развития, серьезных
трудностей на рынке труда.
Многие
молодые люди покидают школу, не имея ни
малейшего представления о характере
тех требований, которые будут им
представлены в профессиональной сфере.
А от них потребуется умение работать в
коллективе, наличие командного духа и
способность к риску. Кроме того, особенно
ценятся чувство ответственности и
личная дисциплина, инициативность и
любознательность, творческий подход к
делу, профессионализм, стремление к
самосовершенствованию и саморазвитию,
а также здоровое чувство соперничества.
Все
это обязывает систему образования
формировать у молодых людей способность
чутко реагировать на любые изменения
конъюнктуры рынка. По мнению разработчиков
учебных программ именно метод проектов
лежит в основе развивающего обучения
творческих способностей у учащихся.
Суть метода состоит в выборе и выполнении
какого-либо объекта труда (доступного
и посильного учащемуся) и разработке
необходимой для этого документации.
Проектирование
является одним из аспектов творчества
человека, основанном на планировании,
прогнозировании, принятии решений,
разработке и активном включении в
практическую исследовательскую
деятельность.
«Ученический
проект – это система планируемых и
реализуемых последовательных
познавательных и преобразовательных
действий школьников, направленных на
достижение определенного результата,
создания конечного продукта с заданными
признаками и свойствами в рамках
утвержденного графика работы.»
Организация
проектной деятельности должна исходить
из следующих принципов:
Организация
проектной деятельности:
- системность – проектная деятельность организуется в соответствии с программой, с использованием межпредметных связей;
- последовательность – работа над проектом осуществляется в соответствии с планом действий и графиком работы;
- преемственность – некоторые проекты могут реализовываться на протяжении двух, трех лет, иногда разными группами старшеклассников, углубляющих или развивающих отдельные направления исследования;
- непрерывность – проект выполняется поэтапно; этапы связаны друг с другом;
- профориентационная направленность – работа над проектом стимулирует развитие личностных качеств, способствующих профессиональному самоопределению, приобретению практического опыта.
Цель
выполнения ученических проектов –
способствовать формированию активной
жизненной позиции, саморазвитию в
предстоящей профессиональной деятельности,
развитию логического мышления, потребности
в самопознании, самообразовании,
приобретении практического опыта работы
с информацией, планирования и выполнения
действий, направленных на решение
проблемы, создания конечного продукта
деятельности; формирование коммуникативных
навыков, сотрудничества, умений
самопрезентации, стимулирование
инициативы.
Задачи
проектной деятельности должны
соответствовать типу проекта и его
направленности.
Содержание
проектов представляет совокупность
взаимосвязанных между собой задач по
выбору проекта, возможности и
целесообразности его выполнения, выбор
методов, технологий, способов реализации
и защиты (представления).
Самостоятельная
работа и время – это два препятствия,
которые стоят на пути широкого внедрения
метода проектов и совершенствования
качества подготовки учащихся.
Существующая
система образования и организация
учебного процесса по сути являются
консервативными. Большинство учителей
чувствуют себя комфортно в той обстановке,
которую они знают и к которой привыкли.
Чтобы метод проектов работал, нужны не
только увлеченные преподаватели, но и
поддержка администрации. Необходимо
проводить переподготовку преподавателей,
развивать их навыки, необходимые для
реализации МП.
Включение
учащихся в проектную деятельность лучше
всего производить посредством:
Способы
проведения проектной деятельности
- выполнение профессиональных проб в рамках курса «Технология» и при изучении элективных курсов;
- подготовка к предметным олимпиадам;
- организация внеурочной, индивидуальной и групповой деятельности на занятиях в кружках и на факультативах
- реализация проектов в урочное и консультационное время (например для обобщающего повторения)
Широкие
возможности для выявления склонностей
учащихся к тому или иному учебному
предмету предоставляют предметные
олимпиады. Олимпиады высшего уровня
(областные, краевые, республиканские и
т.д.) всегда включает практические туры,
а олимпиада по экологии не обходится
без защиты экологического проекта.
Проектная
деятельность организовывается как с
помощью, так и под руководством учителя,
так и в виде самостоятельного решения
учащимися исследовательских задач.,
оформления и защиты проекта. Широко
используется метод консультаций.
Консультантами проектов могут выступать
не только учитель, но и ученики, имеющие
навыки проектной работы.
Проектирование
осуществляется как индивидуально, так
и группой учащихся.
Целесообразен
следующий алгоритм действий по выполнению
проекта.
Алгоритм
действий по выполнению проектов
1.
Организационно-подготовительный этап
- Выбор темы проектирования.
- Определение перспектив работы, выдвижение гипотез.
- Формулирование целей предстоящих действий.
- Определение этапов проектной деятельности в виде задач.
- Установление графика реализации проекта (сроков отдельных этапов и всего проекта в целом).
- Определение исполнителей проекта и персональное распределение обязанностей каждого.
- Выявление средств (оборудование, реактивы и т.д.) реализации проекта.
- Установление правил ведения документации по проекту.
- Определение формы и сроков отчетности (презентация, защита, доклад, публикация, оформление стендов).
2. Работа над проектом
- Последовательная реализация сформулированных задач.
- Консультация по возникающим в ходе проектирования вопросам.
- Оформление результатов проектирования.
- Текущий отчет о проделанной работе.
- Экспертиза (самоэкспертиза) проекта.
3. Отчетный этап
- Итоговый отчет по проекту, его представление.
- Анализ и оценка результатов.»
В заключение хотелось бы проиллюстрировать
доклад представлением ученического
проекта по «Технологии».
Демонстрация проекта Затулы М.
Использованная литература:
1. «Пособие для учителя «Метод проектов
в технологическом образовании школьников»
Под ред. И.А. Сасовой, «Вентана-граф»,
2003 г.
2. «Организационно методическое
обеспечение профильного обучения –
фактор социально – профессионального
самоопределения старшеклассников»,
ред. С.Н. Чистякова, Москва – 2003
3. «Школа и производство №2.2003»,
«Школа-пресс»
(Доклад представлен на педагогическом совете 24.03.08.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий