Киселева Ольга Борисовна



Киселева Ольга Борисовна

Место работы: МОУ СОШ № 19 г. Раменское, Московской области

Должность: учитель технологии

Педагогический стаж: 18 лет

Квалификационная категория: высшая

Образование: высшее, техническое, МАТИ им. К.Э.Циолковского,1987г.

Дополнительная нагрузка: с 2000г. - председатель ШМО по циклу «Технология, черчение, искусство, изобразительное искусство, музыка», элективный курс «Мой профессиональный выбор» 8, 9 классы, классный руководитель 8Б кл.

воскресенье, 20 ноября 2011 г.

Рабочая программа педагога. Технология. 5 класс.


1. Пояснительная записка

Рабочая программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд» составлена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы на основе следующих документов:
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  • Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд»;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • Авторская общеобразовательная программа под редакцией В.Д.Симоненко.


Структура рабочей программы:

  1. Титульный лист
  2. Пояснительная записка
  3. Тематический план
  4. Требования к уровню подготовки
  5. Контроль качества знаний
  6. Список литературы
  7. Темы проектов и творческих работ
  8. Календарно - тематическое планирование
Концепция программы заложена в содержании учебного материала с учетом того, что школа является общеобразовательной и рассчитана для детей общеобразовательной школы.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности являются:
  • определение способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
  • творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
  • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
  • умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
  • владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
  • оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Цели курса
  • освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
  • владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
  • оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Анализ итогов обучения на предшествующем этапе
Содержание учебной программы по предмету «Технология» в 5 классе существенно отличается от содержания программы в начальной школе. В 5 классе учащиеся получают первичные понятия о технологии выполнения кулинарных, швейных, творческих работ, приобретают необходимые навыки и умения. Первоначальной задачей педагога является диагностика готовности учащихся к усвоению материала курса.

Задачи курса
    • получение представлений о технологии кулинарных, швейных работ
    • освоение работами с применением различных приспособлений и механизмов.
    • овладение навыками работы с технологической документацией, ее созданием.
    • овладение приемами безопасной работы
    • формирование умений самостоятельной работы, в коллективе, умений оценивать свою деятельность.
    • освоение проектного метода
    • оценка ЗУН на основе критериев оценивания знаний, системы контроля знаний учащихся

Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов (по 2 часа в неделю)

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности являются:
Базовыми для программы являются разделы «Кулинария», «Конструирование и моделирование», «Технология обработки ткани», «Технологоия ведения дома», «Проектные работы»
В примерную программу внесены следующие изменения: программа дополнена
разделами «Свободная вышивка», «Лоскутное шитье».
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.

Используемые педагогические технологии
  • Игровые технологии
  • Технология современного проектного обучения
  • Тренинговые технологии
  • Технология программированного обучения
  • Технология уровневой дифференциации (в рамках внутренней дифференциации)

Приоритетными методами форм обучения при реализации данной программы являются:
1. Сочетание словесных и наглядных методов
2. Метод аналогий, самостоятельная работа с книгой, инструктаж
3. Метод выполнения трудовых заданий
4. Проектный метод упражнения
5. Лабораторно-практические работы
6. Учебно-практические работы.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.
Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

По окончании курса технологии в 5 классе основной школы учащиеся овладевают:
  • безопасными приемами труда с инструментами, швейными машинами, электробытовыми приборами;
  • специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов,
  • изготовления и художественного оформления швейных изделий,
  • ведения домашнего хозяйства,
  • знакомятся с основными профессиями пищевой и легкой промышленности.

2. Система оценки достижений учащихся

Тестовые и проверочные работы после каждого 2-го занятия и по изучении раздела технологии по системе Б. Беспалько: 0-40% - «2»
40-60% - «3»
60-80% - «4»
80-100% - «5»

Практические работы оцениваются по критериям оценки качества учащихся для разных видов работ:
«5» - готовность к уроку (спецодежда, конспект, задание к практической части), соблюдение правил безопасного труда, самостоятельное правильное выполнение практического задания, аккуратность, творческий подход при выполнении практического задания, активная работа при изучении теоретического материала, ответы на дополнительные вопросы;
«4» - готовность к уроку, соблюдение правил безопасного труда, соблюдение правил безопасного труда выполнение практического задания, аккуратность, правильные ответы по теме;
«3» - готовность к уроку, соблюдение правил безопасного труда, практическая работа с помощью учителя или одноклассниц, аккуратность;
«2» - неготовность к уроку, несоблюдение правил безопасного труда, неправильное выполнение практического задания.

Проектные работы оцениваются учителем по основным этапам проектирования:

Оценочный лист проекта

Этап проекта
Сроки выполнения
Замечания
учителя
Оценка
1. Исследовательский




2. Конструкторский




3. Технологический



4. Заключительный

































3. Учебно – тематическое планирование

Классы 5-е
Количество часов: всего 68час.; в неделю 2 часа
Плановых контрольных уроков – 1, проверочных работ - 3, тестов – 5, практических работ - 34
Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» 2006 г.
Учебник : «Технология 5» (вариант для девочек) под ред. В.Д.Симоненко, Москва, «Вентана-Граф», 2007
Дополнительная литература:
  • «Технология. Обслуживающий труд. Рабочая тетрадь. 5 класс» под ред. В.Д.Симоненко, Москва, «Вентана-Граф», 2010
  • «Технология. 5 класс. Вариант для девочек. Методические рекомендации» Крупская Ю.В., Москва, «Вентана-Граф», 2005

«Технология. 5 класс (вариант для девочек). Поурочные планы по учебнику» под редакцией В.Д. Симоненко Москва, «Вентана-Граф», 2009



Разделы и темы
всего часов
в том числе
Форма контроля
Теоре-
тич.
Прак-тич.
Кулинария
16
2
14
тестовое заданея, проверочная работа, выполнение практических заданий
Элементы материаловедения
4
1
3
Лабораторная работа,
тестирование
Элементы машиноведения
4
1
3
выполнение тестовых заданий, выполнение практических заданий,
Технология обработки ткани
18
3
15
выполнение практических заданий, проверочная работа в виде деловой игры
Конструирование и моделирование швейных изделий
6
2
4
проверочная работа
Рукоделие

6
2
4
выполнение практических заданий, выполнение тестового задания
Технология ведения дома
4
1
3
творческое задание
Проектные работы
10
2
8
тестовое задание, защита проекта
Итого
68
14
54


4. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

4.1. Предметные знания и умения

Учащиеся должны знать: общие сведения о правильном питании, составе пищи, роли витаминов в обмене веществ. Правила гигиены, санитарии, безопасной работы с кухонным оборудованием. Требования к помещению кухни, уход за кухонной посудой, инвентарем, оборудованием. Порядок сервировки стола, правила культуры поведения за столом. Виды бутербродов. Первичная обработка яиц, использование яиц в кулинарии. Виды овощей, правила первичной и тепловой обработки овощей, использование овощей при приготовлении блюд. Напитки и их приготовление. Способы приготовления домашних запасов. Понятия об интерьере, способы размещения оборудования кухни. Этапы получения ткани, свойства ткани в направлении нитей основы и утка, признаки определения лицевой и изнаночной стороны ткани. Терминологию швейных работ, правила безопасной работы с ручными швейными инструментами и на швейной машине, виды ручных и машинных швов, правила работы на швейной машине. Терминологию и операции влажно-тепловой обработки ткани. Требования к рабочей одежде. Правила снятия мерок. Правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Понятия о композиции, цвете, отделке изделий. Последовательность изготовления швейных изделий на примере изготовления фартука. Последовательность выполнения творческого проекта. Виды декоративно-прикладного творчества, виды вышивки. Основные узоры лоскутной техники, способы соединения деталей лоскута.

Учащиеся должны уметь: работать с кухонным оборудованием, посудой, инвентарем. Поддерживать нормальное санитарное состояние помещения кухни. Определять качество продуктов. Выполнять первичную обработку всех овощей. Готовить блюда из овощей, яиц, бутерброды, горячие напитки. Выполнять замораживание и сушку продуктов. Определять в ткани направление нити основы и утка, определять лицевую и изнаночную сторону. Выполнять ручные швы, операции влажно-тепловой обработки ткани. Работать на швейной машине, выполнять машинные швы. Снимать и записывать мерки, читать и строить чертеж фартука. Моделировать чертеж фартука. Раскраивать детали швейного изделия. Выполнять различные швейные операции по изготовлению салфетки, прихватки, фартука. Выполнять простейшие вышивальные швы. Составлять простые узоры лоскутной техники. Самостоятельно разрабатывать и выполнять ученический проект. Разрабатывать интерьер кухни и оформлять его изделиями собственного изготовления.

4.2. Общеучебные навыки и умения

Учебно – управленческие умения:
-учащиеся должны понимать последовательность учебной деятельности: планирование, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися
-самостоятельно оценивать свою и одноклассников учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников, с собственной деятельностью ранее, с установленными нормами
Учебно – информационные умения:

- понимать устный текст в нормальном темпе
- понимать графические и условные изображения, таблицы, схемы, графики

Учебно – логические умения:
- решать задачи на основе готовых знаний, представляющие собой последовательную цепочку действий

5. Список литературы

  1. Маркуцкая С.Э. Технология: Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 классы / Маркуцкая С.Э. – М.: Издательство “Экзамен”, 2006. – 128с. (Серия “Учебно-методический комплект”)
  2. Кожина О.А. Технология. Обслуживающий труд: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / О.А. Кожинав, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая. – М.: Дрофа, 2004. – 240 с.: ил.
  3. Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Носорева Е.А. Структура содержания и примерное тематическое планирование учебного материала по технологии (обслуживающий труд) в 5-9 классах //Школа и производство. – 2001. 0- №6
  4. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2003. – 296 с.: ил.
  5. «Технология. Тетрадь творческих работ» под ред. Сасовой И.А., «Вентана-граф», 2003г.
  6. «Технология. Сборник проектов» под ред. Сасовой И.А., «Вентана-граф», 2003г.
  7. Сборник нормативных документов. Технология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 120, [8] с.
  8. О.И.Нагель «Художественное лоскутое шитье», «Школа-пресс, 2000г.
  9. Технология. 5 класс: Сборник проектов: Пособие для учителя / М.И. Гуревич, М.Б. Павлова, И.Л. Петрова, Дж. Питт, И.А. Сасова / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 144 с.: ил.

    6. Приложения к программе

Темы проектов: «Воскресный завтрак», «Прихватка»
Тема творческой работы: «Вышитая салфетка», «Кухня моей мечты»

В основу тематического планирования по проектным работам положен дифференцированный подход к учащимся. Ядром мотивации проектной деятельности признается спектр интересов, который специфичен для каждой возрастной группы. Выбор проектного задания может зависеть от темы социального заказа со стороны родителей и школы.
В 5 классе учащимся сложно выбрать самостоятельно тему проекта и выполнить его, не зная, что такое творческий проект. Поэтому в 5 классе педагог дает первичное понятие о проекте, показывает совокупность приемов и операций овладения определенной областью практического и теоретического знания, обучает приемам планирования. Цели метода проектов в 5 классе:
- обучение приемам планирования;
- закрепление определенных практических навыков;
- обучение оформлению результатов творческой деятельности;
- развитие ассоциативного мышления;
- развитие познавательного интереса.
Индивидуальность творческих работ обеспечивается разными вариантами технологической обработки, разнообразием тканей, способом декоративной отделки, индивидуальным подходом к решению со стороны учащихся.










7. Календарно-тематическое планирование по технологии на 2009/2010 учебный год
5 класс (девочки)


№ урока
Наименование разделов и тем, содержание уроков
Кол-во часов
Вид урока
№ недели
Кулинария – 16 ч.
1,2
Инструктаж по ТБ № 1. Физиология питания. Санитария и гигиена.
Пр.р. Рациональное размещение инструментов на рабочих местах, безопасные приемы работы с оборудованием.
2
Изучение и первичное закрепление новых знаний
1
3,4
Сервировка стола. Столовый этикет. ТБ при кулинарных работах.
Пр.р. Сервировка стола к завтраку, сложение салфеток
2
Изучении, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний. Вторичное закрепление знаний.
2
5,6
Овощи в питании. Первичная обработка продуктов. Блюда из свежих овощей.
Пр.р. Приготовление салата.
Кроссворд по теме «Сервировка стола»
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний. Вторичное закрепление знаний.
3
7,8
Тепловая обработка продуктов.
Блюда из вареных овощей.
Пр.р. Приготовление винегрета.
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
4
9,10
Блюда из яиц. Какао.
Пр.р. Приготовление омлета, какао.
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
5
11,12
Значение хлеба в питании человека. Виды бутербродов. Холодные бутерброды.
Пр.р. Приготовление открытых, закрытых, закусочных бутербродов, чая.
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
6
13,14
Горячие бутерброды. Кофе.
Пр.р.Приготовление горячих бутербродов, кофе.
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
7

№ урока
Наименование разделов и тем, содержание уроков
Кол-во часов
Вид урока
№ недели

15,16
Заготовка продуктов. Сушка и замораживание.
Пр.р. - « - , тест по разделу «Кулинария»
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний. Проверка, оценка и коррекция, обобщение и систематизация знаний.
8

Проектная работа – 4 ч.

17,18
Этапы выполнения проекта. Проект «Воскресный завтрак». Планирование работы по проекту.
Пр.р. Разработка проектной документации
2
Изучение и первичное закрепление новых знаний.
9

19,20
Защита проекта.
Пр.р. Представление и защита проектов, тест по теме «Проектирование»
2
Закрепление и комплексное применение новых знаний. новых знаний.
10

Элементы материаловедения – 4 ч.

21,22
Классификация волокон. Производство ткани.
Пр.р. Лаб.р. «Определение направления нитей основы и утка».
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
11

23,24
Ткацкое переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани.
Пр.р. Определение сторон ткани.
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
12

Рукоделие (вышивка) – 6 ч.

25,26
Вышивка в народном творчестве. Технология вышивания.
Пр.р. Выполнение вышивальных швов на образце, выполнение эскизов монограмм, орнаментов. Тест по разделу «Материаловедение».
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний. Проверка, оценка и коррекция знаний.
13

27,28
Изготовление столовой салфетки.
Пр.р. Раскрой салфетки, перенос рисунка на ткань, вышивка по рисованному контуру.
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
14

Технология обработки ткани – 18 ч.

29,30
Технология Ручного шитья. Ручные швы.
Пр.р. Выполнение швов (сметочный, обметочный, косой, петлеобразный)
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
15

31,32
Влажно-тепловая обработка ткани.
Устройство швейной машины.
Пр.р. Выполнение операций ВТО.
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
16

№ урока
Наименование разделов и тем, содержание уроков
Кол-во часов
Вид урока
№ недели

Элементы машиноведения – 4 ч.

33,34
Подготовка машины к работе.
Выполнение машинной строчки.
Пр.р. Проверочная работа по темам «Ручное шитье», «ВТО» в виде деловой игры, заправка машины нитками, выполнение строчек на образце.
2
Проверка, оценка и коррекция знаний. Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
17

35,36
Машинные швы.
Машинные операции.
Пр.р. Выполнение машинных швов на образцах.

Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
18
Машинные швы.
Машинные операции.
Пр.р. Выполнение машинных швов на образцах.

Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
Технология обработки ткани (продолжение)
37,38
Обработка срезов салфетки.
Пр.р. сложение угла на образце, выполнение шва вподгибку. Тест по разделу «Машиноведение».
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное
применение новых знаний. Проверка, оценка и
коррекция знаний.
19







Конструирование и моделирование – 6 ч.

39,40
Виды рабочей одежды. Расчет чертежа фартука.
Пр.р. Снятие мерок, выполнение расчета построение
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
20

41,42
Чертеж фартука. Моделирование фартука.
Пр.р. Выполнение чертежа в М1:4, моделирование чертежа.
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
21

43,44
21. Изготовление выкройки фартука.
Пр.р. Проверочная работа по разделу «Конструирование»), изготовление выкройки фартука.
2
Проверка, оценка и коррекция знаний. Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
22

Технология обработки ткани (продолжение)

45,46
Технология раскроя деталей швейного изделия.
Пр.р. Раскрой деталей фартука.

2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
23

47,48
Подготовка кроя к обработке. Предварительная отделка.
Пр.р. Прокладывание контрольных линий, отделка деталей.

2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
24

№ урока
Наименование разделов и тем, содержание уроков
Кол-во часов
Вид урока
№ недели

49,50
Обработка карманов
Пр.р. - « -
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
25

51,52
Обработка пояса и бретели.
Пр.р. - « -
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
26

53,54
Соединение деталей фартука.
Пр.р. - « -
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
27

55,56
Обработка срезов фартука. Отделка изделия.
Пр.р. - « -
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
28

Рукоделие (лоскутная техника) – продолжение

57,58
Лоскутная техника. Основные узоры. Орнамент и колорит.
Пр.р. составление орнамента, изготовление образца
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
29


Проектная работа – 6 ч.



59,60
Технология изготовления прихватки. Проект «Прихватка».
Пр.р. Дизайн – анализ, выполнение эскизов, чертежа
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
30

61,62
Разработка проектной документации. Изготовление лоскутной детали.
Пр.р. Выполнение эскиза, изготовление шаблонов, раскрой и соединение деталей лоскута
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
31

63,64
Изготовление прихватки. Защита проекта.
Пр.р. Соединение деталей, обработка срезов. Представление и демонстрация изделия
2
Закрепление и комплексное применение новых знаний. Обобщение и систематизация знаний.
32

Технология ведения дома – 4 ч.

65,66
Интерьер кухни. Оборудование кухни.
Пр.р. Мониторинг знаний учащихся за курс 5 кл. Творческая работа «Кухня моей мечты». Описание кухни.
2
Проверка знаний учащихся . Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
33

67,68
Размещение оборудования. Санитарное состояние кухни.
Пр.р. Выполнение эскиза интерьера кухни.
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
34



Комментариев нет:

Отправить комментарий