Киселева Ольга Борисовна



Киселева Ольга Борисовна

Место работы: МОУ СОШ № 19 г. Раменское, Московской области

Должность: учитель технологии

Педагогический стаж: 18 лет

Квалификационная категория: высшая

Образование: высшее, техническое, МАТИ им. К.Э.Циолковского,1987г.

Дополнительная нагрузка: с 2000г. - председатель ШМО по циклу «Технология, черчение, искусство, изобразительное искусство, музыка», элективный курс «Мой профессиональный выбор» 8, 9 классы, классный руководитель 8Б кл.

воскресенье, 20 ноября 2011 г.

Рабочая программа педагога. Технология. 6 класс.


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд» составлена для учащихся 6 класса средней общеобразовательной школы на основе следующих документов:
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  • Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд»;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • Авторская общеобразовательная программа под редакцией В.Д.Симоненко.


Структура рабочей программы:

  1. Титульный лист
  2. Пояснительная записка
3. Система оценки достижений учащихся
  1. Тематический план
  2. Требования к уровню подготовки
  3. Список литературы
  4. Темы проектов и творческих работ
  5. Календарно – тематическое планирование
Концепция программы заложена в содержании учебного материала с учетом того, что школа является общеобразовательной и рассчитана для детей общеобразовательной школы.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности являются:

  • определение способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
  • творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
  • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
  • умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
  • владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
  • оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Цели курса
- освоение учащимися технологическими знаниями, основами культуры труда, формирование представлений о технологических процессах на основе создания личностно или общественно значимых изделий.
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, безопасности труда.
-развитие познавательских интересов, технического мышления, пространственного воображения, интелектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей.
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.
-Получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практике.

Анализ итогов обучения на предшествующем этапе
Данный класс среднего уровня развития и обученности. В 5 классе учащиеся получили первичные понятия о технологии выполнения различных видов работ: кулинарных, швейных, проектных. Приобрели необходимые знания по материаловедению, машиноведению, конструированию и моделированиюшвейных изделий. По результатам проверочных и мониторинговых работ, а также результатов практической деятельности учащихся материал курса 5 класса усвоен полностью. Однако, следует учитывать, что в таком возрасте еще недостаточно развиты навыки и умения самостоятельной работы и самоконтроля, практические компетенции, самостоятельность при выполнении творческих работ.

Задачи учителя по достижению обозначенных целей, определяемые на основе анализа итогов обучения учащихся 6 класса
  • главной задачей курса остается формирование прочных знаний, умений, навыков в соответствии с требованиями учебного процесса
  • расширение представлений о технологии кулинарных швейных работ
  • освоение и закрепление навыков работ с применением различных приспособлений и механизмов.
  • расширение навыков работы с технологической документацией, ее созданием.
  • закрепление и овладение новыми приемами безопасной работы
  • формирование умений самостоятельной работы, в коллективе, умений оценивать свою деятельность.
  • продолжение работы по освоению проектного метода.
  • оценка ЗУН на основе критериев оценивания знаний, системы контроля знаний учащихся

Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов (по 2 часа в неделю)

Базовыми для программы являются разделы «Кулинария», «Конструирование и моделирование», «Технология обработки ткани», «Технология ведения дома», «Проектные работы»
В примерную программу внесены следующие изменения: программа дополнена
разделами «Счетная вышивка»
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.

Используемые педагогические технологии
  • Игровые технологии
  • Технология современного проектного обучения
  • Тренинговые технологии
  • Технология программированного обучения
  • Технология уровневой дифференциации (в рамках внутренней дифференциации)

Приоритетными методами форм обучения при реализации данной программы являются:
1. Сочетание словесных и наглядных методов
2. Метод аналогий, самостоятельная работа с книгой, инструктаж
3. Метод выполнения трудовых заданий
4. Проектный метод упражнения
5. Лабораторно-практические работы
6. Учебно-практические работы.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся, включающая разные виды работы : индивидуальную, работу в парах, групповую (бригадную).

Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

По окончании курса технологии в 6 классе основной школы учащиеся овладевают:
безопасными приемами труда с новыми инструментами и оборудованием;
  • специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов,
  • технологией изготовления постельного, нательного белья, легкого платья
  • изготовления и художественного оформления швейных изделий,
  • практическими навыками ведения домашнего хозяйства,
  • информацией о специфике разных профессий знакомятся с основными профессиями пищевой и легкой промышленности.
  • технологией счетной вышивки.




2. Система оценки достижений учащихся

Тестовые и проверочные работы после каждого 2-го занятия и по изучении раздела технологии по системе Беспалько: 0-40% - «2»
40-60% - «3»
60-80% - «4»
80-100% - «5»
Практические работы оцениваются по критериям оценки качества учащихся для разных видов работ:
«5» - готовность к уроку (спецодежда, конспект, задание к практической части), соблюдение правил безопасного труда, самостоятельное правильное выполнение практического задания, аккуратность, творческий подход при выполнении практического задания, активная работа при изучении теоретического материала, ответы на дополнительные вопросы;
«4» - готовность к уроку, соблюдение правил безопасного труда, соблюдение правил безопасного труда выполнение практического задания, аккуратность, правильные ответы по теме;
«3» - готовность к уроку, соблюдение правил безопасного труда, практическая работа с помощью учителя или одноклассниц, аккуратность;
«2» - неготовность к уроку, несоблюдение правил безопасного труда, неправильное выполнение практического задания.

Проектные работы оцениваются учителем по основным этапам проектирования:

Оценочный лист проекта

Этап проекта
Сроки выполнения
Замечания
учителя
Оценка
1. Исследовательский




2. Конструкторский




3. Технологический



4. Заключительный



















3. Учебно – тематическое планирование
Класс: 6
Количество часов: всего 68 час.; в неделю 2 часа
Плановых контрольных уроков – 1, проверочных работ - 3, тестов – 5, практических работ - 34
Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» 2006 г.
Учебник : «Технология 6» (вариант для девочек) под ред. В.Д.Симоненко, Москва, «Вентана-Граф», 2008
Дополнительная литература:
  • «Технология. Обслуживающий труд. Рабочая тетрадь. 6 класс» под ред. В.Д.Симоненко, Москва, «Вентана-Граф», 2010
  • «Технология. 6 класс. Вариант для девочек. Методические рекомендации» Морозова Л.Н.., Москва, «Вентана-Граф», 2008

«Технология. 6 класс (вариант для девочек). Поурочные планы по учебнику» под редакцией В.Д. Симоненко Москва, «Вентана-Граф», 2005


Разделы и темы
всего часов
в том числе
Форма контроля
Теор.
Прак.
Кулинария
14
2
12
Тестовые задания, , выполнение практических заданий
Элементы материаловедения
4
1
3
Лабораторная работа,
Проверочная работа в виде деловой игры
Элементы машиноведения
4
1
3
выполнение тестовых заданий, выполнение практических заданий,
Технология обработки ткани
8
1
7
выполнение практических заданий, выполнение тестовых заданий
Конструирование и моделирование швейных изделий
6
2
4
Проверочная работа, проверочная работа в виде деловой игры
Рукоделие (счетная вышивка)

8
1
7
выполнение практических заданий
Технология ведения дома
2
1
1
выполнение практических заданий
Проектные работы
(в том числе: кулинария – 4ч.; изготовление швейных изделий – 18 ч.)
22
2
8
защита проекта
Итого
68
12
56

4. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся

4.1. Предметные знания и умения
Учащиеся должны знать: Общие сведения о калорийности продуктов, роли минеральных веществ в питании человека. Способы сервировки повседневного и праздничного стола. Правила столового этикета. Требования к качеству молочных продуктов, способы кулинарной обработки и блюда из этих продуктов. Первичную обработку круп и способы приготовления каш. Правила приготовления блюд из макаронных изделий. Виды теста. Способы приготовления изделий из жидкого теста. Десертные блюда и напитки, приготовление сладких напитков. Процессы, происходящие при квашении и солении, технологию квашения и соления. Общие сведения о получении и свойствах х/б и льняных тканей, признаки определения и правила ухода за этими тканями. Устройство машинной иглы. Способы устранения неполадок в работе швейной машины, зависящих от качества и номера машинных игл, подбора ниток и материалов. Виды бельевых и обтачных швов. Виды бельевых изделий. Правила построения чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Способы моделирования этого чертежа. Технологию и последовательность изготовления пододеяльника, легкого женского платья, Национальные традиции вышивки счетными швами. Технологию выполнения вышивки. Способы оформления вышитых изделий. Технологию и средства ухода за одеждой. Условные обозначения на ярлыках одежды и обуви. Способы ухода за обувью и одеждой.
Учащиеся должны уметь: сервировать стол, культурно вести себя за столом, принимать и рассаживать гостей. Определять качество молочных продуктов. Выполнять первичную обработку круп. Готовить блюда из молочных продуктов, круп, макаронных изделий, жидкого теста. Подготавливать тару, засаливать и квасить овощи, хранить домашние заготовки. Определять вид х/б и льняной ткани по признакам, ухаживать за изделиями из этих тканей. Устанавливать машинную иглу, подбирать номера игл и ниток в зависимости от вида ткани. Выполнять двойной, запошивочный, обтачной швы. Снимать мерки, строить чертежи ночной сорочки, халата, легкого платья с цельнокроенным рукавом. Моделировать эти чертежи. Изготавливать бельевые изделия: пододеяльник, сорочку. Вышивать счетными швами (крестом, полукрестом, болгарским крестом) по черно-белой или цветной схемам. Оформлять вышитое изделие. Читать символы на этикетках и ярлыках одежды и обуви. Ухаживать за одеждой и обувью.

4.2. Общеучебные навыки и умения
Учебно – управленческие умения:
-учащиеся должны понимать последовательность учебной деятельности: планирование, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися
-самостоятельно оценивать свою и одноклассников учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников, с собственной деятельностью ранее, с установленными нормами
-определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному или коллективному выполнению учебной задачи.

Учебно – информационные умения:

- понимать устный текст в нормальном темпе
- понимать графические и условные изображения, таблицы, схемы, графики

Учебно – логические умения:
- решать задачи на основе готовых знаний, представляющие собой последовательную цепочку действий
- решать практические задачи с материальными предметами


5. Список литературы

  1. Маркуцкая С.Э. Технология: Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 классы / Маркуцкая С.Э. – М.: Издательство “Экзамен”, 2006. – 128с. (Серия “Учебно-методический комплект”)
  2. Кожина О.А., Е.Н. Кудакова. Рабочая тетрадь «Обслуживающий труд. Основы мастерства. 6 класс» Дрофа, 2008г.
  3. Давыдова М.А. «Поурочные разработки по технологии. Вариант для девочек.
6 класс», Москва, «Вако», 2010г.
  1. Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Носорева Е.А. Структура содержания и примерное тематическое планирование учебного материала по технологии (обслуживающий труд) в 5-9 классах /Школа и производство. – 2001. 0- №6
  2. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2003. – 296 с.: ил.
  3. Сборник нормативных документов. Технология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 120, [8] с.
  4. Еременко Т.И., Забалуева Е.С. «Технология ручной вышивки», «Просвещение, 2000г.
  5. Арефьев И.П. «Занимательные уроки технологии для девочек. 6 класс», москва, «Школьная пресса, 2006г.

    6. Приложения к программе

Темы проектов: «Готовим вместе», «Швейное изделие с цельнокроенным рукавом»
В 6 классе выполняются:

Краткосрочный групповой творческий проект по теме "Кулинария", который выполняется на протяжении 4-х уроков. Цели: проекта «Готовим вместе»:
- формирование культуры труда;
- воспитание чувства коллективизма и ответственности за полученный результат.

Индивидуальный творческий проект по пошиву плечевого изделия.
Цели проекта «Изделие с цельнокроенным рукавом» :
- выработка навыков самоконтроля, самоанализа, самооценки, самообразования;
- формирование технологической культуры;
- развитие творческого мышления.











7. Календарно-тематическое планирование по технологии на 2009/2010 учебный год
6 класс (девочки)


№ урока
Наименование разделов и тем, содержание уроков
Кол-во часов
Вид урока
№ недели

Кулинария – 14 ч.
1,2
Инструктаж по ТБ №1. Физиология питания. Роль минеральных веществ в питании человека.
Пр.р. Определение по таблице содержания минеральных веществ в продуктах, суточной потребности
2
Изучение и первичное закрепление новых знаний
1
3,4
Блюда из молока. Крупы.
Пр.р. Приготовление молочной каши.
2
Изучении, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
2
5,6
Кисломолочные продукты. Творог.
Пр.р. Приготовление сырников, тест по теме «Минеральные вещества, молоко, крупы»
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний. Проверка, оценка и коррекция знаний.
3
7,8
Изделия из жидкого теста. Блины, блинчики, оладьи
Пр.р. Приготовление изделия из теста.
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
4
9,10
Макаронные изделия.
Блюда из макаронных изделий.
П.р. Приготовление блюда.
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
5
11,12
Сладкие блюда и напитки.
Пр.р. Приготовление киселя из свежих ягод.
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
6
13,14
Способы заготовки продуктов.
Соление и квашение
Пр.р. Квашение капусты. Тест по теме «Кулинария»
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний. Проверка, оценка и коррекция знаний. Обобщение и систематизация знаний.
7

Проектная работа – 4 ч.
15,16
Проект «Готовим вместе». Планирование работы по проекту.
Пр.р. Разработка проектной документации.
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
8

№ урока
Наименование разделов и тем, содержание уроков
Кол-во часов
Вид урока
№ недели
17,18
Выполнение практической части проекта. Защита проекта.
Пр.р. Изготовление кулинарного изделия, презентация
2
Закрепление и комплексное применение новых знаний.
9

Элементы материаловедения – 4 ч.
19,20
Технология получения х/б и льняных тканей. Свойства тканей.
Пр.р. сравнение образцов х/б и льняных тканей
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
10
21,22
Признаки определения вида ткани. Лаборатораня работа. «Определение вида ткани»
Пр.р. Лаб.р. «Определение вида ткани».
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
11

Элементы машиноведения – 4 ч.
23,24
Устройство машинной иглы. Дефекты строчек.
Пр.р. Смена машинной иглы. Проверка знаний по теме «Материаловедение» в виде кроссворда
2
Проверка, оценка и коррекция знаний. Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
12
25,26
Устройство машинной иглы. Неполадки в работе швейной машины.Уход за швейной машиной.
Пр.р. Чистка и смазка механизмов машины.
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний. Проверка, оценка и коррекция знаний.
13

Технология обработки ткани - 8 ч.
27,28
Бельевые швы. Технология выполнения швов
Пр.р. Выполнение образцов двойного и запошивочного швов. Тест по теме «Машиноведение».
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
14
29,30
Обтачные швы. Присборивание ткани. Стачной шов с закрытым срезом.
Пр.р. выполнение образцов обтачного шва, сборки кружева, стачной шва с закрытым срезом.

Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний
15
31,32
Подкрайная обтачка. Постельное белье.
Пр.р. Изготовление образца пододеяльника, обработка выреза.
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
16
33,34
Изготовление образца пододеяльника.
Пр.р. Обработка срезов пододеяльника
2
Закрепление новых знаний. Проверка, оценка и коррекция знаний.
17
№ урока
Наименование разделов и тем, содержание уроков
Кол-во часов
Вид урока
№ недели

Конструирование и моделирование швейных изделий – 6 ч.
35,36
Стиль и силуэт в одежде. Швейное изделие с цельнокроеным рукавом.
Пр.р. тест по теме «Машинные швы», снятие мерок, выполнение расчета, построение чертежа в М 1:4
2

Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
18


37,38
Моделирование чертежа основы изделия с цельнокроенным рукавом
П.р. Моделирование горловины, оборки, рукава. кокетки
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
19
39,40
Моделирование застежки в легком женском платье. Последовательность изготовления ночной сорочки, легкого платья.
Пр.р. проверочная работа по теме «Конструирование», деловая игра «Последовательность и технология изготовления»
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.Проверка, оценка и коррекция знаний. Обобщение и систематизация знаний.
20
Проектная работа – 18 ч.
41,42
Проект «Изделие с цельнокроенным рукавом» . Выбор темы проекта.
П.р. Обоснование выбора темы, выполнение эскизов, технологической карты изготовления.
2
Изучение, закрепление и комплексное применение новых знаний.
21
43,44
Изготовление выкройки изделия
П.р.р. Изготовление чертежа, нанесение символов, изготовление выкроек
2
Закрепление и комплексное применение новых знаний.
22
45,46
Раскрой деталей. Подготовка деталей кроя к обработке.
Пр.р. Раскрой деталей, прокладывание контрольных линий.
2
Закрепление и комплексное применение новых знаний.
23
47,48
Обработка плечевых и боковых срезов
П.р.р. - « -
2
Закрепление и комплексное применение новых знаний.
24
49,50
Обработка срезов рукава.
Пр.р. - « -
2
Закрепление и комплексное применение новых знаний.
25
51,52
Изготовление и соединение деталей пояса
Пр.р. - « -
2
Закрепление и комплексное применение новых знаний.
26
№ урока
Наименование разделов и тем, содержание уроков
Кол-во часов
Вид урока
№ недели
53,54
Обработка горловины и борта
Пр.р. - « -
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
27
55,56
Обработка нижнего среза. . ВТО готового изделия.
Оформление проектной документации
Пр.р. - « -
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
28
57,58
Защита проекта. Представление моделей.
Пр.р. - « -
2
Комплексное применение знаний.
29

Рукоделие – 8 ч.
59,60
Счетная вышивка. Подготовка к работе. Виды счетных швов.
Пр.р. выполнение швов крест, полукрест, болгарский крест, гобеленовый на образце, выполнение вышивки небольшого рисунка по цветной схеме.
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
30
61,62
Вышивание по схеме. Вышивание изделия. Контрольная работа.
Пр.р. Мониторинг знаний учащихся за курс 6 кл. выполнение вышивки небольшого рисунка по цветной схеме. Вышивание изделия (картины, открытки)
2
Проверка знаний. Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
31
63,64
Вышивание изделия
Пр.р. - « -
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
32
65,66
Оформление готовой вышивки. Багет из бумаги
Пр.р. Изготовление багета для оформления вышивки из бумаги.
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
33
Технология ведения дома – 2 ч.
67,68
Уход за одеждой и обувью.
Пр.р. Ремонт одежды, чиска обуви
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
34

Комментариев нет:

Отправить комментарий