Киселева Ольга Борисовна



Киселева Ольга Борисовна

Место работы: МОУ СОШ № 19 г. Раменское, Московской области

Должность: учитель технологии

Педагогический стаж: 18 лет

Квалификационная категория: высшая

Образование: высшее, техническое, МАТИ им. К.Э.Циолковского,1987г.

Дополнительная нагрузка: с 2000г. - председатель ШМО по циклу «Технология, черчение, искусство, изобразительное искусство, музыка», элективный курс «Мой профессиональный выбор» 8, 9 классы, классный руководитель 8Б кл.

воскресенье, 20 ноября 2011 г.

Рабочая программа педагога. Технология. 7 класс.


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд» составлена для учащихся 7 класса средней общеобразовательной школы на основе следующих документов:
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  • Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд»;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • Авторская общеобразовательная программа под редакцией В.Д.Симоненко.


Структура рабочей программы:

  1. Титульный лист
  2. Пояснительная записка
3. Система оценки достижений учащихся
4. Тематический план
  1. Требования к уровню подготовки
  2. Список литературы
  3. Темы проектов и творческих работ
  4. Календарно – тематическое планирование
Концепция программы заложена в содержании учебного материала с учетом того, что школа является общеобразовательной и рассчитана для детей общеобразовательной школы.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности являются:
  • определение способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
  • творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
  • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
  • умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
  • владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
  • оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Цели курса
- освоение учащимися технологическими знаниями, основами культуры труда, формирование представлений о технологических процессах на основе создания личностно или общественно значимых изделий.
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, безопасности труда.
-развитие познавательских интересов, технического мышления, пространственного воображения, интелектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей.
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.
-Получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практике.

Анализ итогов обучения на предшествующем этапе
Данный класс среднего уровня развития и обученности. В 6 классе учащиеся расширили знания о технологии выполнения различных видов работ: кулинарных, швейных, проектных. Приобрели необходимые знания по материаловедению, машиноведению, конструированию и моделированию швейных изделий, рукоделию. По результатам проверочных и мониторинговых работ, а также результатов практической деятельности учащихся материал курса 6 класса усвоен полностью. Однако, еще недостаточно развиты навыки и умения самостоятельной работы, практические компетенции, самостоятельность при выполнении творческих работ.

Задачи учителя по достижению обозначенных целей, определяемые на основе анализа итогов обучения учащихся 6 класса
  • главной задачей курса остается формирование прочных знаний, умений, навыков в соответствии с требованиями учебного процесса
  • расширение представлений о технологии кулинарных и швейных работ
  • освоение и закрепление навыков работ с применением различных приспособлений и механизмов.
  • расширение навыков работы с технологической документацией, ее созданием.
  • закрепление и овладение новыми приемами безопасной работы
  • формирование умений самостоятельной работы, в коллективе, умений оценивать свою деятельность.
  • продолжение работы по освоению проектного метода. оценка ЗУН на основе критериев оценивания знаний, системы контроля знаний учащихся

Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов (по 2 часа в неделю)

Базовыми для программы являются разделы «Кулинария», «Конструирование и моделирование», «Технология обработки ткани», «Технологоия ведения дома», «Проектные работы»
В примерную программу внесены следующие изменения: программа дополнена
разделом «Вязание крючком», раздел «Кулинария» включает кулинарную обработку продуктов – источников животных белков – рыбы и мяса.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.


Используемые педагогические технологии
  • Игровые технологии
  • Технология современного проектного обучения
  • Тренинговые технологии
  • Технология программированного обучения
  • Технология уровневой дифференциации (в рамках внутренней дифференциации)

Приоритетными методами форм обучения при реализации данной программы являются:
1. Сочетание словесных и наглядных методов
2. Метод аналогий, самостоятельная работа с книгой, инструктаж
3. Метод выполнения трудовых заданий
4. Проектный метод упражнения
5. Лабораторно-практические работы
6. Учебно-практические работы.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся, включающая разные виды работы : индивидуальную, работу в парах, групповую (бригадную).

Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

По окончании курса технологии в 7 классе основной школы учащиеся овладевают:
  • безопасными приемами труда с новыми инструментами и оборудованием;
  • специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов,
  • технологией изготовления швейных изделий – юбок,
  • изготовления и художественного оформления швейных изделий,
  • практическими навыками ведения домашнего хозяйства,
- информацией о специфике разных профессий знакомятся с основными профессиями пищевой и легкой промышленности,
- технологией вязания крючком.
2. Система оценки достижений учащихся

Тестовые и проверочные работы после каждого 2-го занятия и по изучении раздела технологии по системе Беспалько: 0-40% - «2»
40-60% - «3»
60-80% - «4»
80-100% - «5»
Практические работы оцениваются по критериям оценки качества учащихся для разных видов работ:
«5» - готовность к уроку (спецодежда, конспект, задание к практической части), соблюдение правил безопасного труда, самостоятельное правильное выполнение практического задания, аккуратность, творческий подход при выполнении практического задания, активная работа при изучении теоретического материала, ответы на дополнительные вопросы;
«4» - готовность к уроку, соблюдение правил безопасного труда, соблюдение правил безопасного труда выполнение практического задания, аккуратность, правильные ответы по теме;
«3» - готовность к уроку, соблюдение правил безопасного труда, практическая работа с помощью учителя или одноклассниц, аккуратность;
«2» - неготовность к уроку, несоблюдение правил безопасного труда, неправильное выполнение практического задания.

Проектные работы оцениваются учителем по основным этапам проектирования:

Оценочный лист проекта

Этап проекта
Сроки выполнения
Замечания
учителя
Оценка
1. Исследовательский




2. Конструкторский




3. Технологический



4. Заключительный





3. Учебно – тематическое планирование

Класс: 7
Количество часов: всего 68 час.; в неделю 2 часа
Плановых контрольных уроков – 1, проверочных работ - 3, тестов – 5, практических работ - 34
Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» 2006 г.
Учебник : «Технология 7» (вариант для девочек) под ред. В.Д.Симоненко, Москва, «Вентана-Граф», 2008
Дополнительная литература:
  • «Технология. Обслуживающий труд. Рабочая тетрадь. 6 класс» под ред. В.Д.Симоненко, Москва, «Вентана-Граф», 2010
  • «Технология. 7 класс. Вариант для девочек. Методические рекомендации» Синицына Н.В.., Москва, «Вентана-Граф», 2008

«Технология. 7 класс (вариант для девочек). Поурочные планы по учебнику» под редакцией В.Д. Симоненко Москва, «Вентана-Граф», 2005


Разделы и темы
всего часов
в том числе
Форма контроля
Теор.
Прак.
Кулинария
16
4
12
Тестовые задания, , выполнение практических заданий
Элементы материаловедения
2
1
1
Лабораторная работа,
Проверочная работа в виде деловой игры
Элементы машиноведения
2
1
1
выполнение тестовых заданий, выполнение практических заданий,
Технология обработки ткани
8
1
7
выполнение практических заданий, выполнение тестовых заданий
Конструирование и моделирование швейных изделий
8
2
6
Проверочная работа, проверочная работа в виде деловой иг
Рукоделие (вязание крючком)

8
1
7
выполнение практических заданий
Технология ведения дома
4
1
3
выполнение практических заданий
Проектные работы
(изготовление швейных изделий)
20
2
8
защита проекта
Итого
68
14
54


Учащиеся должны знать: Общие сведения о получении и свойствах шерстяных и шелковых тканей, признаки определения этих видов тканей и правила ухода за изделиями из шелка или шерсти. Устройство регуляторов натяжения нитей в швейной машине. Способы устранения неполадок в работе швейной машины. Виды соединительных и подгибочных швов. Назначение и способы получения зигзагообразной строчки. Технологию обработки вытачки. Виды юбок. Снятие мерок, расчеты и правила построения прямой, клиньевой и конической юбок. Способы раскладки деталей выкроек на ткань. Технологию изготовления юбки. Виды пищевых инфекций, способы оказания первой помощи при пищевых отравлениях. Технологию и способы выполнения аппликации. Требования к качеству мясных и рыбных продуктов. Виды первичной и тепловой обработки рыбы и мяса. Первые и вторые блюда из этих продуктов. Способы консервирования сахаром. Расчет количества продуктов для участников похода. Правила безопасности и приготовления пищи в условиях похода. Возможности вязания крючком, элементы вязания. Разновидности комнатных растений. Способы оформления интерьера с помощью растений. Правила посадки растений.
Учащиеся должны уметь: Регулировать натяжение нитей в швейной машине. Распознавать и устранять дефекты машинных строчек. Выполнять накладной, настрочной, расстрочной, основные подгибочные швы. Обметывать срезы зигзагообразной строчкой, обрабатывать вытачку. Снимать мерки, делать расчеты, чертежи всех видов юбок. Выполнять моделирование юбок. Применять различные способы раскладки деталей юбок. Изготавливать юбку. Выполнять аппликацию на ткани. Определять типы пищевых инфекций и оказывать первую помощь при заражении такой инфекцией. Определять качество мясных и рыбных продуктов. Готовить мясные и рыбные блюда, варить варенье. Составлять меню и рассчитывать количество продуктов для участников похода. Подбирать инструменты и материалы для вязания на спицах. Выполнять элементы вязания. Читать схемы по вязанию. Определять разновидности комнатных растений, сажать и пересаживать растения, ухаживать за ними.

3.1. Общеучебные навыки и умения

Учебно – управленческие умения:
-учащиеся должны понимать последовательность учебной деятельности: планирование, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися
-самостоятельно оценивать свою и одноклассников учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников, с собственной деятельностью ранее, с установленными нормами
-определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному или коллективному выполнению учебной задачи.

Учебно – информационные умения:

- понимать устный текст в нормальном темпе
- понимать графические и условные изображения, таблицы, схемы, графики

Учебно – логические умения:
- решать задачи на основе готовых знаний, представляющие собой последовательную цепочку действий




4. Список литературы

  1. Маркуцкая С.Э. Технология: Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 классы / Маркуцкая С.Э. – М.: Издательство “Экзамен”, 2006. – 128с. (Серия “Учебно-методический комплект”)
  2. Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Носорева Е.А. Структура содержания и примерное тематическое планирование учебного материала по технологии (обслуживающий труд) в 5-9 классах //Школа и производство. – 2001. 0- №6
  3. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2003.
  4. Сборник нормативных документов. Технология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 120, [8] с.
  5. Максимова М.В. «Азбука вязания» Масква, «МВМ», 1992г.


    5. Приложения к программе

Тема проекта: «Юбка»

Индивидуальный творческий проект по пошиву поясного изделия.
Цели проекта «Юбка» :
- выработка навыков самоконтроля, самоанализа, самооценки, самообразования;
- формирование технологической культуры;
- развитие творческого мышления.



























6. Календарно-тематическое планирование по технологии на 2009/2010 учебный год
7 класс (девочки)



№ урока
Наименование разделов и тем, содержание уроков
Кол-во часов
Вид урока
№ недели

Кулинария – 16 ч.
1,2


Инструктаж по ТБ№1. Первая помощь при отравлениях.
Пр.р. приготовление раствора марганцовки, определения срока годности консервов по маркировке.
2
Изучение и первичное закрепление новых знаний
1
3,4
Рыба и морепродукты. Первичная обработка рыбы
Пр.р. приготовление закуски из рыбы
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
2
5,6
Тепловая обработка рыбы. Горячие блюда из рыбы.
Пр.р. Приготовление второго блюда.
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
3
7,8
Мясо и мясопродукты.
Кулинарная обработка мяса.
Пр.р. Тест по теме «Кулинарная обработка рыбы».
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
Проверка, оценка и коррекция знаний.
4
9,10
Ассортимент блюд из мяса. Закуски из мясопродуктов.
Пр.р. приготовление холодного блюда.
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
5
11,12
Ассортимент и технология приготовления первых блюд.
Пр.р. Приготовление первого блюда.
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
6
13,14
Фрукты и ягоды. Консервирование сахаром.
Пр.р. Приготовление варенья
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
7
15,16
Приготовление обеда в походных условиях.
Пр.р. Тест по теме «Кулинария». Расчет количества, состава и стоимости продуктов для похода
2
Проверка, оценка и коррекция знаний. Обобщение и систематизация знаний. Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
8

Элементы материаловедения – 2 ч.
17,18
Волокна шерсти и шелка. Свойства шерстяных и шелковых тканей.
Лаб. р. «Определение вида ткани»
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
9
№ урока
Наименование разделов и тем, содержание уроков
Кол-во часов
Вид урока
№ недели
Элементы машиноведения – 2 ч.
19,20
Регуляторы натяжения нити. Неполадки в работе машины.
Пр.р. Тест по теме «Материаловедение», Распознавание неполадок. Устранение дефектов.
2
Проверка, оценка и коррекция знаний. Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
10
Технология обработки ткани – 8 ч.
21,22
Классификация машинных швов. Назначение и принцип получения простой и зигзагообразной строчки. Соединительные швы.
Пр.р. Тест по теме «Машиноведение», выполнение образцов расстрочного, настрочного шва, вытачки

Проверка, оценка и коррекция знаний. Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
11
23,24
Швы вподгибку.
Пр.р. выполнение образца швов вподгибку с открытым, закрытым срезом, потайных.

Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
12
25,26
Отделочные швы. Фурнитура швейного изделия.
Пр.р. выполнение образца со складкой, втачивание молнии на образце.

Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
13
27,28
Способы обработки верхнего среза поясного изделия.
Пр.р. изготовление образцов обработки верхнего среза поясом, корсажной лентой.

Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
14

Конструирование и моделирование – 8 ч.
29,30
Одежда и требования к ней. Расчет чертежа прямой юбки.
Пр. р. Тест по теме «Машинные швы», снятие мерок, выполнение расчета, работа с компьютерной программой.
2
Проверка, оценка и коррекция знаний.
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
15
31,32
Чертеж прямой юбки. Расчет клиньевой и конической юбок.
Пр. р. Построение чертежа, расчеты.
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
16
33,34
Чертежи конической и клиньевой юбок. Способы раскладки деталей на ткани. Пр. р. Построение чертежей.
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
17
35,36
Моделирование юбок.
Пр. р. - « -
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
18
№ урока
Наименование разделов и тем, содержание уроков
Кол-во часов
Вид урока
№ недели

Проектная работа – 22 ч.
37,38
Последовательность технологии изготовления юбки.
Проект «Юбка»
Пр. р. Проверочная работа по теме «Конструирование и моделирование», деловая игра «Составление последовательности изготовления юбок», выполнение эскизов юбок, обоснование выбора идеи
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний. Проверка, оценка и коррекция знаний. Обобщение и систематизация знаний.
19
39,40
Конструкторский этап проекта. Выполнение чертежа. Компьютерная программа «Крой и шитье. Юбки» Изготовлении выкройки изделия.
Пр.р. - « -
2
Закрепление и комплексное применение новых знаний.
20
41,42
Технологический этап проекта. Составление технологической карты изготовления.
Пр.р. - « -
2
Закрепление и комплексное применение новых знаний.
21
43,44
Раскрой деталей юбки. Подготовка деталей к обработке.
Пр.р. Раскрой деталей юбки. Перенос линий, прокладывание контрольных линий.
2
Закрепление и комплексное применение новых знаний.
22
45,46
Подготовка к примерке. Устранение дефектов.
Пр. р. сметывание деталей, примерка, внесение изменений в детали кроя
2
Закрепление и комплексное применение новых знаний.
23
47,48
Обработка вытачек, кокеток, складок.
Обработка долевых срезов юбки.
Пр.р. – « -
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
24
49,50
Обработка застежки.
Пр. р. Обработка застежки тесьмой – молнией.
2
Закрепление и комплексное применение новых знаний.
25
51,52
Обработка верхнего среза юбки.
Пр.р. - « -
2
Закрепление и комплексное применение новых знаний.
26
53,54
Обработка нижнего среза юбки.
Пр.р. - « -
2
Закрепление и комплексное применение новых знаний.
27
55,56
ВТО готового изделия.Защита проекта. Показ моделей.
Пр.р. - « -
2
Закрепление и комплексное применение новых знаний.
28


№ урока
Наименование разделов и тем, содержание уроков
Кол-во часов
Вид урока
№ недели

Рукоделие – 8 ч.

57,58
Контрольная работа. Вязание крючком. Материалы и инструменты.
Пр.р. Мониторинг знаний учащихся за курс 6 кл. Вязание цепочки из воздушных петель.
2
Проверка знаний учащихся. Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
30

59,60
Основные элементы вязания крючком. Вязание полотна
Пр.р. Мониторинг знаний учащихся за курс 6 кл. Вязание столбиков различной высоты.
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
31

61,62
Вязание по кругу.
Пр.р. Выполнение образца.




32
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
63,64
Вязание крючком по схеме.
Пр.р. Выполнение образца.
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
33


Технологии ведения дома – 4 ч.

65,66
Роль комнатных растений в жизни человека. Уход за растениями.
Пр.р. Посадка комнатных растений.
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
33

67,68
Разновидности комнатных растений. Растения в интерьере квартиры.
Пр. р. Декорирование
цветочных горшков.
2
Изучение, первичное закрепление и комплексное применение новых знаний.
34




Комментариев нет:

Отправить комментарий